Строительство меньшиковского дворца

Осенью 1710 года намечалось значительное политическое событие: Меншиков был отправлен царем в Ригу для переговоров о свадьбе племянницы Петра 1 Анны Иоанновны с герцогом Курляндским. Брак этот был важен Петру для закрепления России на прибалтийских землях. Эти причины побудили Меншикова заложить на Васильевском острове еще до каменных палат, подальше от берега, в саду, деревянные хоромы. Уже в конце октября 1710 года в новопостроенных хоромах праздновали брак Анны Иоанновны с герцогом Курляндским.

Строить его начал итальянец Джованни Марио Фонтана. К осени 1711 года Фонтана закончил строительство, по крайней мере одного этажа палат.Но уже в 1712 году продолжать строительство стало некому: Фонтана вернулся на родину в Швейцарию. В 1713 году, будучи в Альтоне, близ Гамбурга, Мсншиков нанял специально для себя мастера «палатного и гипсового дела» Иоганна Готфрида Шеделя.

Каменный дворец поражал современников прежде всего своей высотой — четыре этажа вместе с цокольным под высокой кровлей. Не было в Петербурге тех лет здания столь грандиозного.

Над портиком вдоль центральной части фасада проходила деревянная галерея (балкон), с которой подъезжавших гостей встречали звуки музыки.

Только

приглядевшись, можно было понять, что на стенах был совсем не мрамор, а лишь роспись «на вид мрамора». В России мрамор тогда еще не добывали. Его нужно было везти издалека, из Италии или Греции, и он был очень дорог.

Угловые камины (новомодное, пришедшее с Запада средство отопления и украшения жилища) плохо обогревали каменные помещения.

Во втором, парадном этаже жили сами хозяева дворца. Здесь, согласно новым европейским обычаям, дом как бы делился на две равные половины — мужа и жены. Половины разделялись общими парадными комнатами, где супруги сообща принимали гостей на ассамблеях, пировали на свадьбах. Таких общих парадных помещений было три — зал в центре и две «антикамеры» — парадные приемные — по сторонам.

Идея освоения и использования в России голландских плиток возникла у Петра I после знакомства с дельфтскими фаянсами и голландскими жилыми домами во время его первого заграничного путешествия. Жилища голландцев, вероятно, поразили царя своей опрятностью и чистотой. Петр I задумал отделать голландскими плитками несколько комнат в своих дворцах. Одновременно с царем то же самое сделал и А.Д.Меншиков, который отличался особой личной опрятностью.

Западноевропейская мода устраивать такие спальни утвердилась в Петербурге именно в первой четверти XVIII века. Новая мода совершенно отличалась от русских обычаев XVIII века, по которым спальни следовало располагать вдали от парадных покоев, в деревянных верхних этажах или пристройках к каменным палатам, чтобы спальни были недоступны для посторонних. 

Кабинеты как особая комната в доме становились в описываемое время еще одним новым по назначению и отделке помещением. Обычай устраивать такие комнаты пришел из Франции.

В январе 1725 года умер Петр 1. Меншиков активно способствовал возведению на трон его вдовы Екатерины, а после ее смерти в 1727 году — малолетнего внука Петра II, став его опекуном. Одним из первых распоряжений «светлейшего», вставшего у власти, было приказание о публичном объявлении указа о снятии с него денежных штрафов за хищения, к уплате которых приговорил его суд при Петре 1, и о присвоении звания генералис симуса.

Своды помещений первого и цокольного этажей, выполненные в традициях XVII века, опираются, однако, на такие тонкие стенки, каких раньше никогда на Руси не делали. Толщина фасадных стен первого этажа — всего в два с половиной кирпича. Потому времени делать стены такой толщины было весьма дерзким новшеством.

Помещения расположены анфиладой, дверь в дверь, как бы нанизанные на одну ось, что было новым словом в русской архитектуре.

Фасады дворца оказались вросшими в землю на целых полтора метра и были искажены слоями поновлений.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.